«Ошибки делают творчество интереснее»: dudeontheguitar о новом альбоме, сотрудничестве с özen и старых песнях

11 минут Сабина Жандильдина
Альтернативный текст

Нұрбек Елемес, известный как dudeontheguitar, начал свой путь с выступлений на Арбате, публикаций акустических каверов в социальных сетях и сотрудничества с компанией özen. Сейчас он — независимый певец, недавно выпустивший свой второй мультижанровый альбом «Дәптер». Редакция STEPPE поговорила с Нұрбеком о его творческом росте, вдохновении, взаимодействии с аудиторией и планах на ближайшее время.


После дебюта 

В 2021 году первый альбом kõrpe открыл для меня много возможностей. Я познакомился с талантливыми звукорежиссерами, музыкантами и певцами. И только со временем осознал, что музыка — моя основная работа. Я шел к этому постепенно, параллельно пробуя разные музыкальные жанры. Так, например, последние синглы и съемки проходили в непривычных для меня стилистиках — чередовался то хип-хоп, то инди, то еще что-то. 

Во время первого альбома было как-то проще, потому что тогда у меня еще не было известности. Мы просто писали тексты для песен и экспериментировали. Но в этот раз все уже ожидали выход следующего альбома и даже знали некоторые старые песни, морально было сложнее. Я хотел, чтобы «Дәптер» понравился и моей аудитории, и мне самому.

Теперь выход альбома — это не просто написать песню, как-то выпустить ее и потом во время выступления решить все на месте. В этом плане все изменилось. Сейчас после написания альбома наступает процесс обдумывания всех деталей, в том числе того, как треки будут звучать на сцене. 

Последние два года я изучал новые аудиопрограммы. В новых песнях есть аутро, аранжировку к которому я пробовал делать сам. 

Сейчас нахожусь в процессе поиска: пробую новое и ищу собственное звучание. Думаю, что это все обязательно приведет к чему-то своему. 

И одно из самых главных изменений за последнее время — у меня поменялась команда. Теперь я — независимый музыкант. 

Альбом «Дәптер»

Мне хотелось передать ностальгию по школе — то, как ты бежишь по школьным коридорам. Эти воспоминания связывают не только казахстанцев, но и в принципе жителей всех постсоветских стран. Поэтому визуальная часть альбома, обложка, треклист — это обычная тетрадь. Альбом символично опубликован 25 мая, но все так быстро поменялось, оказывается, этот день уже не считается днем последнего звонка.

В новом альбоме давние фанаты моего творчества узнают три трека — map, bet и özgeler. Несколько лет назад записывал эти песни в зеленую школьную тетрадь, но в то время я смотрел на них, как на ошибки. Мне хотелось вычеркнуть наброски и даже вырвать некоторые страницы. Казалось, что я не мог сказать что-то достойное в своих ранних текстах. Но я понял, что именно ошибки делают творчество интереснее.

Я получил много положительного фидбека, когда в то время публиковал свои песни в сети «Вконтакте». Ребята в интернете писали, что мне точно нужно выпустить эти треки. Благодаря этому я смог посмотреть на них по-другому. Своим новым альбомом «Дәптер» я хотел передать, что нужно уметь показывать свою работу вместе с «ошибками» и принимать их.

Как в жизни не все тетради бывают чистыми, так и песни не могут и не должны быть идеальными. Мне было важно показать то, какие они есть на самом деле.

Эти песни помогли мне соединить начало творческого пути с нынешним временем моего творчества. Есть песни, которые я до сих пор не могу принять, но возможно в будущем смогу сделать из них что-то новое.

Треки

На написание песен меня вдохновляют все вещи и события, которые происходят вокруг: какие-то детали, звуки маршрутки, красивые балконы с орнаментами, сообщения от друзей, веснушки моей девушки и много всего другого.

Все песни из «Дәптер» очень для меня важны, но больше всего я горжусь песней bet из-за ее интересной истории. Она живет две «жизни»: акустическую и танцевальную. Мои слушатели до сих пор спорят, какая из них лучше. 

Изначально писал ее вместе с моим другом Арсеном Жасом для живого концертного выступления. Мы долго работали над аранжировкой, просидели до утра, и в итоге трек получился очень солнечным. Но однажды мы с талантливыми звукорежиссерами Исламом Суннатовым и Олегом Дюковым решили поэкспериментировать над bet и в итоге получилась казахская босса нова, напоминающая латинские мотивы. Так, у нас получилось две версии. Я горжусь тем, что получилось раскрыть песню в таком необычном ключе. 

Мне нравится, что в последней версии и текст, и мелодия равноправны: если прислушаться к словам, то можно найти что-то важное про отношения с самим собой, а если прислушаться к биту, то захочется танцевать.

Сотрудничество с özen

Написание песен для альбома «Дәптер» спродюсировано музыкальным объединением özen, но на этом наше сотрудничество завершилось. Теперь я выступаю как независимый музыкант и пытаюсь начать новый этап. Продвижением моего альбома я занимался вместе со своей командой. 

Я очень благодарен özen. Ведь в начале карьеры они дали мне большую возможность для моего роста, благодаря чему я смог достойно войти в карьеру. Там я познакомился со многими творческими людьми, спустя время с которыми мы стали друзьями. В том числе с jeltoksan., Yenlik, Hey Monro, Darkhan Juzz и некоторыми другими.

В альбоме есть песни, которые я записал в коллаборации вместе с jeltoksan. и Yenlik. Когда я написал текст к küibeñ, в нем было несколько строчек, которые, как мне казалось, идеально подходили Бексултану, потому что хорошо раскрывали его поэтическую сторону. Работа с ним прошла очень легко: это не первая наша совместная песня, мы в принципе хорошо понимаем друг друга.

Коллаборация с Yenlik вышла спонтанно. Как-то мы сидели на студии, обсуждали другую работу и я предложил ей поучаствовать в песне toq. И уже через пять минут мы все записали.

Аудитория

Я стараюсь читать все, что мне пишут, хоть и понимаю, что физически сделать это полностью невозможно. Было время, когда подписчики много мне писали, рассказывали о своих чувствах после прослушивания песен с дебютного альбома. Как-то мне даже написал подписчик, что при прослушивании моих треков ему становится еще грустней из-за текста, после чего приходится больше успокаиваться.

Однажды мой подписчик отправил мне в Instagram видео, где четверо подростков поют мою песню Shartarap, а где-то на земле лежит их друг и грустит. Потом он встал и сказал на камеру, что расстался с девушкой, с которой раньше всегда слушал эту песню, и теперь ему очень плохо из-за этого. 

Бывает просто пишут, чтобы пообщаться, не ради какой-то информации. 

Планы на будущее

Сейчас я нахожусь в поиске себя. Не могу точно сказать, какой жанр точно можно назвать моим.

Может получиться так, что мне будет нравиться больше хип-хоп, может инди, кантри или я вообще стану рэпером. Но последнее на самом деле не хотелось бы, потому что эта роль для меня слишком грубая.

Каждый артист может отвыкнуть от своего жанра, попробовать себя в другом, и потом снова вернуться к истокам. Поэтому я буду дальше экспериментировать, коллаборировать с разными артистами. 

Лето впереди будет насыщенным. Моих слушателей ждет много концертов. Также в июле планируем снять клип к одной из песен нового альбома, но пока, помимо этого, не могу ничего рассказать.

Фото: @aidabowwie

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Потомки великих: дочь первой женщины-геолога в Центральной Азии Патшайым Тажибаевой о детстве, экспедициях и наследии матери

Рассказываем об увлекательных приключениях ученой и ее вкладе в развитие науки Казахстана.

11 минут
11 минут

Опен-колл о январских протестах в Казахстане Qantar.Jazylu

Qantar. Jazylu — литературный опен-колл для текстов, рефлексирующих протесты января 2022 года. Проект инициирован независимой волонтерской редакцией писательниц, художниц и редакторок в коллаборации с онлайн-изданием STEPPE.

1 секунда
1 секунда

Танго в Казахстане: где и как начать танцевать

Говорим о культуре и особенностях танца с основателями школы аргентинского танго INFUEGO.

10 минут
10 минут

В поисках идентичности: как три брата путешествуют на машине через весь мир из Франции в Корею

О том, как бросить все и отправиться в длительное странствие на машине по Центральной Азии.

13 минут
13 минут